Аннушка уже разлила масло или о том, почему рукописи не горят
Многие помнят этот бессмертный роман и крылатую фразу о том, что Аннушка уже разлила масло.
На вопрос «иностранца» (Воланда), что Берлиоз будет делать «сегодня вечером», последний отвечает, что в десять часов вечера будет председательствовать на заседании в Массолите.
«— Нет, этого никак быть не может, — твердо возразил иностранец.
— Это почему?
— Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится».
Вечером того же дня Берлиоз поскользнется на трамвайных путях, на которые Аннушка пролила масло, и попадет под трамвай.
Этот эпизод с маслом появился у Булгакова не случайно, как может показаться на первый взгляд, как собственно, и само обращение к библейской теме Христа и дьявола. Родившись в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, автор романа, по сути, переосмысливает роль Бога и дьявола в истории, уходя от традиционного церковного толкования противостояния Бога и дьявола.
Так вот, масло в библейской традиции, это не просто масло, а символ Божьего вмешательства, Высшей воли в судьбы людей. Маслом помазывали царей на царство, а с Сам Христос назван Помазанником Божьим, то есть носителем Божьего промысла. Каким же образом Христос имеет отношение к Аннушкиному маслу, приведшему к гибели Берлиоза? Напомним, что разговор, предшествующий пролитию масла, касался темы - был ли Иисус в реальности, что Берлиоз категорически отрицал. Михаил Булгаков без сомнения знал текст Нового Завета, где сказано «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. (2 Послание к Коринфянам 2, 14-15).
Иными словами, слово свидетельства о Помазаннике Христе, где бы оно ни говорилось, оказывает силу спасения для одних (принимающих это слово) и погибели для других (отвергающих это слово). Берлиоз отверг, и тем самым поплатился жизнью за это.
Роман «Мастер и Маргарита, безусловно, - художественное произведение, и мы в данном случае имеем дело с вымышленной историей смерти Берлиоза. Такого персонажа в действительности не существовало. Но сам принцип, положенный автором в основу эпизода с маслом, реальный и жизненный, чему в истории есть множество доказательств.
Такие доказательства есть и у вашего покорного слуги.
У меня есть знакомый, который будучи на работе, рассказывал людям о Христе. И его начальник сильно ему перечил в этом, почти как Берлиоз - Воланду. Дело закончилось увольнением моего знакомого с работы. Однако, через непродолжительное время этот начальник заболел и умер. Случайность? – спросите вы. Отнюдь, если опираться на другие обетования Библии.
«Так и Слово Моё, которое исходит из уст Моих (говорит Господь), — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, для чего оно послано» (Ис. 55:11)
Другой мой знакомый, будучи ранее бандитом, обратился к Богу и вскоре после этого свидетельствовал своему бывшему напарнику по преступлениям о Христе. Напарник не принял Слово. И тоже вскоре погиб в бандитских разборках.
Конечно, не всегда слово свидетельства кончается так печально для отвергающих его. Кто-то может просто заболеть, получить какую другую утрату или ущерб, но то, что Бог охраняет Свое Слово и совершает через Него Свою работу, безусловно, так.
Недаром, когда проповедуется Слово Божье в Духе Святом, оно не оставляет равнодушным никого и словно меч разделяет слушающих на два непримиримых лагеря – принимающих и отрицающих.
"Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника"(Мф.10;41).
Принимать пророка во имя пророка – это и означает принимать слово, которое он говорит, как Слово Божье.
Вот эта сила произнесенного (написанного) Слова Божьего дала Михаилу Булгакову основание еще для одного бессмертного афоризма – рукописи не горят. Речь, конечно, не о том, что книгу нельзя сжечь, а о том, что Слово Божье неистребимо, неуничтожимо. Не одним путем так другим Слово обязательно будет сказано и обязательно поставит человека, слушающего его перед фактом выбора – принять его или отвергнуть, получить спасение или погибнуть.
Прочитано 53053 раза. Голосов 9. Средняя оценка: 4,33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Общее впечатление от всего этого заумничества-полный негатив,ибо получается,что помазанник толком ничего хорошего никогда не делал и не делает,на беспредел творящийся всюду-смотрит сквозь пальцы,зато уж если покарать кого или нагадить кому-тут он первый...одно слово-палач и убивец...
Юноша был и одержимым, и больным эпилепсией - Николай Погребняк Во время разговора с верующим из харизматической церкви я был поражен его воистину средневековым взглядом на людей больных психическими заболеваниями, а так же, больных эпилепсией, так как он утверждал, что все они одержимы бесами.
Поэзия : На книгу "Мир, в котором почти ничего не происходит" - Наташа Дивак Сильные книги оставляют сильные эмоции...Это стихотворение родилось после прочтения книги моего друга и, во многом, учителя. Олег, спасибо тебе за истину, которую ты несёшь миру, где почти ничего не происходит))).